Портрет А. Н. Собольщиковой-Самариной [1910] Картон, темпера, пастель. 69 x 46,5. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, художник, осевший в провинции, имел достаточно широкую известность. Рисунки и репродукции с его произведений, иллюстрации к романам А. Толстого «Князь Серебряный», П. Мельникова-Печерского «В лесах», к рассказам Г. Успенского «Неизлечимый», «На постоялом дворе» и другим, которые регулярно публиковались в самых популярных журналах тех лет «Нива», «Солнце России», «Столица и усадьба», приумножали славу их автора.
Сегодня живописные и графические работы Горюшкина-Сорокопудова экспонируются в лучших музеях страны, но самое полное и многообразное собрание, свыше 150 произведений, находится в Пензенской картинной галерее. Именно здесь открыт небольшой мемориальный музей мастера, где представлены не только живописные и графические работы, но и личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная по его же эскизам.
Неизменной движущей силой творчества Горюшкина была любовь к человеку, бережное отношение к его личности, которая более всего проявилась в портретах современников, виртуозно нарисованных и прекрасно написанных. Отказываясь, как правило, от заказных портретов, Горюшкин создал обширную галерею образов своих друзей, товарищей по работе.
Матовая поверхность темперы в сочетании с бархатистостью цветовой пасты придают многим портретам особый колористический строй, помогающий раскрыть тот или иной обаятельный образ. Для женских портретов художника, например известной актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной, пензенской княгини Н. В. Мансыревой характерны печать аристократизма, утонченности, отвечающая новым эстетическим устремлениям эпохи, стилистике модерна.