Портрет Аделаиды Савойской — Франсуа де Труа

Портрет Аделаиды Савойской — Франсуа де Труа

Портрет Аделаиды Савойской   Франсуа де Труа

Портрет Аделаиды Савойской [1697] «Портрет Аделаиды Савойской» выполнен придворным мастером эпохи Людовика XIV Франсуа де Труа и изображает юную супругу внука короля, герцога Бургундского, будущую мать Людовика XV. Портрет написан в честь ее бракосочетания с дофином, после того как двенадцатилетней девочкой дочь герцога Савойского была привезена к французскому двору. Каждая деталь портрета символизирует королевское достоинство: и золотые лилии на синем фоне ее бархатной мантии, и «королевский мех» горностая.

Виртуозно написано ее серебристо-белое парчовое платье. Характер прически с двумя завитками, падающими на лоб, абсолютно точно соответствует модам времени и мог бы служить основанием для датировки картины, если бы на парапете не было надписи: «Мария Аделаида Савойская родилась 5 декабря 1685 года написана в Париже Франсуа де Труа в марте 1697».

Документальная точность аксессуаров и изысканная декоративность цвета, репрезентативность композиции, заученная грация позы и холодная любезность улыбки — неотъемлемые признаки французского парадного портрета как портрета социального, прежде всего характеризующего общественное положение модели. Он не передает индивидуального своеобразия характера шаловливой девочки с живым умом и добрым сердцем, которая по воспоминаниям герцога де Сен-Симона была украшением чопорного французского двора, любимицей стареющего короля.

Крупнейшими мастерами парадного портрета были Иасент Риго и Никола де Ларжильер, представленный в музее замечательным «Женским портретом» . Изящество овальной композиции, в которую вписано поясное изображение роскошно одетой светской красавицы, придает портрету одновременно и декоративность и камерность. Героини мемуаров Сен-Симона, неизменно улыбающиеся придворные дамы с фарфорово-нежными подрумяненными лицами, оттененными пудреными париками, чаруют в портретах Ларжильера игривым темпераментом и утонченным кокетством. Его живопись построена на гармонии сочных красок.

Живая подвижность мазка передает со всей осязаемостью матовые отблески синего бархата и игру света на поверхности жесткой парчи, дымчатую пену кружева. Восемнадцатое столетие вошло в историю французской культуры под двумя, на первый взгляд взаимоисключающими названиями: «галантного века» и «века Просвещения». В изобразительном и прикладном искусстве, в архитектуре определяющим был изощренно декоративный стиль рококо. В нем косвенно отразился царивший в высшем обществе культ наслаждений, холодный и пресыщенный вкус аристократии. Профессиональное мастерство живописцев, скульпторов, архитекторов, создателей гобеленов и фарфора, мебели и костюма захватывает своей виртуозностью, их искусство — блеском фантазии, изяществом игры.