На портрете своего покровителя Алессандро Медичи Вазари изобразил рыцарем, настоящим властелином и защитником Флоренции. Об этом недвусмысленно свидетельствует золотой жезл в руках герцога и панорама города вдали. На самом же деле Алессандро отличался скверным нравом, распущенностью и был плохим правителем, за что и был вскоре убит.
В картине нашли отражение все основные тенденции маньеризма — странная поза, в которой тело герцога повернуто вполоборота к зрителю, а голова — в профиль, сложный комбинированный фон, мощный стул на львиных лапах, растительные и декоративные элементы заднего плана. Фигура герцога выделена плащом с алой подкладкой, на котором он сидит.
Громоздкие доспехи делают тело еще совсем молодого Алессандро более массивным и солидным, а его профиль с крупным носом и губами, темными мелко вьющимися волосами подчеркивает его прозвище — Мавр. Есть мнение, что его матерью была чернокожая женщина, прислуживавшая во дворце. Мастеру отлично удалось изображение черненого металла рыцарских лат. Они кажутся ощутимо массивными, гладкими и блестящими.
Шлем с опущенным забралом стоит у кресла герцога, обращенный в другую сторону, как будто он может видеть сразу все вокруг себя. Очень впечатляюще выписаны руки молодого мужчины — он имеют красивую форму и длинные тонкие пальцы.