Портрет архитектора — Павел Федотов

Портрет архитектора — Павел Федотов

Портрет архитектора   Павел Федотов

Этот портрет попал в Русский музей из бывшего музея лейб-гвардии Финляндского полка, куда некогда был подарен одним из офицеров. Имя изображенного, как видно, к тому времени уже забылось. В экспозиции Русского музея он значится портретом неизвестного архитектора Атрибуция двух других портретов, сделанная в недавнее время, позволяет теперь назвать его имя. Неизвестный архитектор — Карл-Август Андреевич Бейне.

В 1829 году Карл Бейне, «сын мастера иностранного замочного дела», приглашенного в Россию и служившего на Ижевском оружейном заводе, пытался поступить в Академию художеств. Не был принят по молодости и стал посещать классы Академии в качестве постороннего ученика. Тогда же он стал помощником Александра Брюллова в работе над чертежами и в строительстве церкви в Парголове Осенью 1836 года К. Бейне получил звание художника. В сентябре 1839 года «свободный художник Карл Бейне за программу казарм гвардейского полка» награжден Золотой медалью первого достоинства. После пожара в Зимнем дворце в 1837 году по проектам Александра Брюллова отделывались Большая и Помпейская столовые. Карл Бейне — его помощник во всех работах.

Чертеж на столе архитектора на федотовском портрете — фрагмент стены Большой столовой, по сей день существующей в прежнем виде. В 1841 году Академия отправила Карла Бейне пенсионером «в чужие краи… для усовершенствования». В годы пенсионерства в Италии много путешествовал по стране, изучал Рим и Помпею. Побывал в Испании, Сирии, Египте, Греции. Вымерил строения Акрополя. На Сицилии и в Стамбуле сделал зарисовки и обмеры византийских церквей. Акварели, которые он отправлял в Россию на выставки, Совет Академии неизменно находил «превосходными» и приобретал для кабинета эстампов. К началу лета 1849 года К. Бейне возвратился в Петербург. Около 1850 года его снова отправляют за границу, в Лондон оформлять русский отдел Всемирной выставки.

В Россию он возвратился в апреле 1852 года и был «причислен к Кабинету Его Величества архитектором». Таким образом, портрет К. Бейне мог быть написан или летом-осенью 1849 года, когда он был в Петербурге, или в апреле-мае 1852 года.