Борис Михайлович Кустодиев отличался тем, что создавал художественные полотна особого стиля создания образов. Контраст, яркая декоративность его работ выстраивали сложный визуально-изобразительный ряд. Художник использовал открытые, насыщенные цвета, так что реальность на его картинах представлялась более выразительной и яркой, наполненной емкими цветовыми сочетаниями и игрой света, когда каждый блик несет в себе тепло и воздух этого мира, над которым всегда вставало солнце и освещало все его грани. Картины Кустодиева — настоящий «художник жизни», который отражал реальность, заостряя все ее краски, но будучи при этом всегда искренним в своем художественном высказывании.
Чистым и открытым живописным словом художника можно считать его прекрасную, легкую, похожую скорее на зарисовку или скорый набросок «Портрет И. Б. Кустдиевой». Несмотря на кажущуюся простоту воплощения, портрет написан с использованием смешанной техники. Работа создана на простой бумаге с применением свинцового и цветного карандаша, а также белил. Портрет написан в 1919 году. На нем изображена дочь художника, Ирина, которой исполнилось четырнадцать лет. Портрет хранится в Государственном Русском музее. Образ дочери художника получился едва уловимым, светящимся изнутри. Контуры и черты лица слегка обозначены, напоминая пастельный полупрозрачный рисунок.
Свинцовый карандаш обрисовывает целиком объем портретного образа: аккуратно заплетенные волосы, границы и мягкий тон лица, легкую, сливающуюся с цветом бумаги, ткань и кружевные линии блузки. Цветные карандаши художник использует, чтобы как-то выделить глубокий синий оттенок глаз, иссиня-темные переходы внутри цвета, а кроме того, чтобы подчеркнуть нежное тепло цвета губ, светлоту лица и спокойное дыхание юной красоты. Портретный образ получился тихим, возвышенно романтичным, абсолютно нездешним, оторванным от земной грубой предметности.
Автор работы создает настоящий «рисунок света» благодаря белилам, отличая тем самым наиболее освещенные участки лица, сохранившего всю свою детскость, внутреннюю непосредственность и чистоту. Портрет получился светлым, графичным. В этом полотне краски скорее монологичны, сдержанны, здесь нет ярких контрастов, открытой, бурно пульсирующей стихии цвета. Все внимание в данном случае подчинено тому, чтобы передать образ новой, юной, нарождающейся красоты. Когда все краски и оттенки еще только пробуждаются, постепенно проступает светлая синь взгляда, пышность и чувственная мягкость линий губ и шеи.
Таким образом, получился сложный портретный образ, в котором по-особому сочетается аскетичность карандашного рисунка и внутреннее сияние образа, выписанное и столь ощутимое благодаря совместной роли белил и графичных материалов в работе над портретом. Созданный образ наполнен искренним, живым вниманием и настоящей любовью. И все эти чувства служат основной идеей полотна, которое обогревает наши души зрителей этими правдивыми эмоциями навсегда светлого, навсегда юного образа.