Хотя Эль Греко был известен своими религиозными и запрестольными работами, отражающими сущность испанского фундаментализма того времени, он также являлся выдающимся портретистом, чьи картины стоят наряду с произведениями Диего Веласкеса и Ван Дейка.
Живописный стиль Греко был сформирован рядом различных факторов, в том числе его изучением иконописи, традиционного византийского искусства и Маньеризма, интересом к венецианской живописи, а также влияниям испанской мистики в городе Толедо. Кроме того, мастер заимствует некоторые приемы работы с цветом у Тициана, драматичность освещения у Тинторетто, искажение тел у Пармиджанино и композиционные особенности у Микеланджело, оставаясь при этом прекрасным мастером, со своеобразным стилем.
Фернандо Ниньо де Гевара, чей портрет изображен на полотне, являлся одним из самых выдающихся деятелей Испании, служил в качестве Великого Инквизитора, архиепископа и президента канцелярии Гранда. После смерти, кардинал был погребен в монастыре Толедо Сан-Пабло. Считается, что этот портрет создавался для украшения его могилы. Фернандо являлся одним из ряда высокопоставленных людей, работая с которыми Эль Греко стал известен как один из лучших портретистов эпохи.
Это картина увлекательна по нескольким причинам, в частности, благодаря необычному отношению художника и кардинала. За девять лет до создания этого портрета, Эль Греко лишается заказов со стороны представителей власти, однако, по-прежнему находит признание и восторженность среди покровителей со стороны церквей и монастырей Толедо. Но в центр общего внимания он не попадает. С точки зрения художника заказ для влиятельного и известного Фернандо Ниньо де Гевары следовало сделать максимально лестным, представляя кардинала в наиболее выгодном свете. Вместо того, греческий живописец создал произведение, поражающее болезненной честностью и реализмом.
Обычно Эль Греко подписывал свои работы фразой «Доменико Теотокопулос сделал это». В этом портрете подпись художника можно видеть на листочке бумаги, лежащем в ногах кардинала.
Кардинал изображен сидящим на бархатном кресле в малиновой мантии, а его фигура слегка наклонена по диагонали, что добавляет большей глубине композиции. Руководитель испанской инквизиции смотрит на нас сквозь очки, и окружается символами своего высокого положения. Восхитительный наряд усиливает ледяная выдержка и отстраненность этого безжалостного генерала-инквизитора, пообещавшего преследовать еретиков повсюду.
При ближайшем рассмотрении, однако, видно, что Эль Греко издевается и насмехается над кардиналом, поскольку все внимание зрителя фокусируется на неживой декоративности. Огромное внимание уделяется цвету, складкам, драпировке одежд и другим деталям, изображенным в мельчайших подробностях. Сам же инквизитор занимает гораздо меньше места, и несмотря на пышные облачения, представлен маленьким человеком. Его характер также подвергается критике. Кардинал будто прячется за стеклами очков.