В 1883г И. Е. Репин и его друг художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов едут в Париж, а затем в Дрезден. Там в номере дрезденской гостиницы Репин написал великолепный портрет Стасова.
Как вспоминает И. Репин » Мы были свободны, а мне давно хотелось написать Владимира Васильевича. Он великодушно согласилсяпозировать и эти 2дня с невероятным терпением любезно и весело сидел 5 часов в день, а может быть и более.»
С портретом связан забавный случай На 3 день, утром, в номер к Репинузашел гостиничный слуга. нНеоконченная картина стояла в кресле, том самом, где сидел позирующий Стасов. Слуга поздоровался с Репиным, а затем неожидано с портретом. С этого момента Репин считал портрет завершенными и больше не дополнял его. Однако, портрет не казался бы таким живым, если бы не выражал внутреннего сходства с позирующим.
Стасов Владимир Васильевич, русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 в. Почетный член АН. Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и общественно-политической жизни. Получил прекрасную домашнюю подготовку, завершил образование окончив Училище правоведения, Служа в департаменте Сената, затем в Министерстве юстиции, главным своим делом считал изучение искусства и сотрудничество в крупнейших рус. журн. «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Библиотека для чтения» и др., где печатал музыкальные и художественные статьи, делал обзоры французской, немецкой, английской лит-ры.
В 1851 — 1854 служил секретарем у А. Н. Демидова и уехал с ним вСан-Донато под’ Флоренцией, где серьезно изучал музыку, архитектуру, живопись. Вернувшись в Петербург, работал в Публичной библиотеке, где составлял каталог изданий, касающихся России, — «Rossika»; по поручению М. А. Корфа написал ряд исторических работ для чтения Александра II. Энциклопедически образованный человек, Стасов писал статьи по истории искусства, культуры, археологии, фольклористики.
Поддержал молодых художников «Товарищества передвижных выставок», композиторов «Могучей кучки», став первым в истории рус. культуры профессиональным художественным и музыкальным критиком, оказавшим огромное воздействие на развитие реалистического и демократического направления отечественного искусства. В 1900 С,, был избран почетным академиком Академии наук.