Михаил Васильевич Ломоносов, его имя известно каждому жителю России с детства. Крестьянский юноша, в 19 лет он пришел из холода архангельских деревень в Москву учиться. Потом классик скажет: «Он создал первый Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом». А. С. Пушкин. Его гению и воистину энциклопедическим знаниям покорялись в равной степени гуманитарные и естественные науки.
Кунсткамера — единственное, сохранившееся до наших дней здание Петербурга, связанное с именем Ломоносова, помнящее звук его шагов. Здесь он работал, совершал великие открытия. Занимался он и описанием, и систематизацией коллекции первого русского музея. Сегодня, поднявшись в башню Кунсткамеры, можно заглянуть в кабинет ученого.
Инструменты деятеля науки того времени мало напоминают его современный «арсенал», но именно в таком кабинете первый русский ученый сделал возможным дальнейшие великие свершения отечественной науки.
Портрет Ломоносова и изображения его современников открывают лица далекой эпохи, времени любви к знанию, когда рождалась наука в современном своем понимании. Есть здесь портреты, исполненные в Ломоносовской мозаичной мастерской. Именно он не только возродил утерянные секреты древнего искусства, но и создал новые сорта смальты. Без него был бы невозможен новый расцвет мозаичного мастерства, произведения коего украшают замечательные памятники петербургского зодчества.
Тяжелые тома на темном дереве полок, глобус, реторты, линза «зажигательного инструмента». Убранство комнаты создано предметами, пришедшими из XVIII столетия. Подлинная живопись и скульптура, мебель. Они принесли сюда память эпохи и воссоздали здесь ее атмосферу. «Малороссийский уроженец» Леонтий Семенович Миропольский — один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти ХIX века — обучался в классе портретной живописи под руководством Д. Г. Левицкого.