Маргарита Вайт — Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта. Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн — второй жены Генриха VIII. Маргарита Вайт входила в круг самых близких подруг королевы, была посвящена во все ее тайны и переживания, надежды и огорчения.
Когда Анну Болейн в мае 1536 г. обвинили в измене и бросили в Тауэр, Маргариту Вайт направили туда же обслуживать опальную королеву. Она была при королеве до последней минуты в камере и тогда, когда королева всходила на эшафот, а после казни она организовала скромные похороны королевы, насколько это было возможно в тех обстоятельствах.
Портрет был написан Гансом Гольбейном Младшим через несколько лет после казни королевы Анны Гольбейн, примерно в 1539-40 гг. Перед нами умная и утонченная аристократка, задумчиво и серьезно смотрящая то ли в страшное прошлое, то ли в неведомое будущее. Лицо Леди Ли поразительно спокойно, в нем чувствуется непреклонная воля, твердый характер этой хрупкой и много пережившей женщины.
Ганс Гольбейн Младший все внимание в этом произведении уделил Маргарите Вайт, никаких посторонних или дополнительных деталей на картине, ни драпировки, ни аксессуаров, — только нейтральный темный фон благородного оттенка. Лицо смоделировано поразительно пластично, оно живое и объемное. Как всегда, художник очень тщательно изобразил одежду, аксессуары.
Искусствоведы во все времена подчеркивали, что по портретам Ганса Гольбейна можно судить о моде той эпохи и они могут служить образцами для иллюстрации истории костюма. Как поразительно выписана дорогая и изысканная ткань платья, ее матовый блеск, тончайшие переливы узора и драпировок. Жемчуга на обруче головного убора, благородный металл с гравировкой и черный бархат — какая глубина цвета и сколько оттенков!
Портрет был создан Гансом Гольбейном Младшим — великим художником Северного Возрождения и период расцвета и наивысшего взлета его таланта. Это один из выдающихся шедевров мировой портретной живописи.