Портрет мужчины в красном тюрбане — Ян ван Эйк

Портрет мужчины в красном тюрбане   Ян ван Эйк

Эта знаменитая работа официально известна как «Портрет мужчины», но обычно упоминается под названием «Мужчина в красном тюрбане». Произведение является одной из нескольких сохранившихся панельных картин одного из самых известных художников и пионеров нидерландского Возрождения — Яна Ван Эйка. Предположительно автопортрет, до покупки Национальной галерей в 1851 году, находился у графа Арундела — Томаса Говарда. Наряду с шедевральными портретами Четы Арнольфини и Мадонны канцлера Ролена, эта работа является замечательным примером северного ренессанса 15-го века.

Впервые мнение о том, что человек в красном тюрбане — это автор картины появилось в 1655 году и вызвало массу споров. Стоит отметить, что существует гипотеза о том, что отражение Ван Эйка приличествует в зеркале на портрете Арнольфини и в работе «Мадонна ван дер Пале». На текущий момент нет единого мнения о том, является ли данное произведение автопортретом, или нет.

Измененный фокус между глазами позволяет предположить, что Ван Эйк использовал зеркало, создавая этот портрет. Правый глаз слегка размыт по краям, в то время как контур левого глаза четок. Подобный эффект мог возникнуть в результате использования отражающей поверхности при создании.

Техника Ван Эйка оказала влияние на многие жанры, вдохновив массу последователей. Его дотошное изображение тонких, почти прозрачных слоев краски помогало создавать сложные оптические эффекты, которые делают этот портрет настолько реалистичным.

Особое внимание к себе привлекает эффект двойного тонирования щетины, а также тончайшие капилляры на белой поверхности левого глаза.

Использование светотени Ван Эйком виртуозно, а его работа с цветом предвосхитила технику многих известнейших мастеров ренессанса, в том числе Леонардо да Винчи. Концептуальные идеи и приемы выделяли его на фоне итальянских художников-современников, вытесняя стилизованные формы готического искусства.