Портрет Н. В. Кукольника — Карл Брюллов

Портрет Н. В. Кукольника   Карл Брюллов

С поэтом и драматургом Нестором Кукольником Брюллова свел М. Глинка, положивший на музыку несколько его стихотворений. Втроем они образовали нечто вроде «братства», о котором по Петербургу ходило немало анекдотов.

«Братья» часто устраивали шумные собрания с привлечением к ним более или менее близких людей, с бражничаньем, с разговорами о высоком, с путаницей дней и ночей. Как бы там ни было, именно Кукольник и Глинка были самыми задушевными друзьями Брюллова в те годы, когда он по предписанию царя жил в России. В 1830-е годы трагедии Кукольника пользовались шумным успехом, и драматург был всегда окружен толпой поклонников его дарования.

Приступая к созданию этого портрета, Брюллов, как принято считать, хотел дать обобщенный образ «героя нашего времени», с множеством разнонаправленных душевных «векторов» и их «равнодействующей», которую можно определить как «романтическое сомнение». Этот портрет стал первым по-настоящему психологическим портретом в русской живописи.