Талантливый живописец И. Крамской и меценат П. Третьяков познакомились в 1869 году и на многие года стали близкими друзьями. Художник уважал и, как никто другой, понимал Третьякова, они часто встречались лично, состояли в переписке, делились мнениями о развитии политической и культурной жизни страны. Третьяковым было куплено достаточно много работ Крамского, в том числе 12 портретов, специально созданных для национальной галереи.
Портрет самого коллекционера был написан Крамским в 1876 году, во время болезни Третьякова. Долгие дружеские отношения, понимание и уважение к портретируемому помогли художнику создать один из самых проникновенных и лирических образов.
Как и большинство портретных работ Крамского, изображение Павла Михайловича — погрудное. В этом случае у художника появляется возможность уделить больше внимания проработке лица портретируемого. С большим мастерством Крамской переносит на холст правильные аристократические черты лица мецената, уравновешенность характера и спокойный взгляд его умных темных глаз, выделяя лоб как «вместилище» мысли. Смотрящий с картины человек олицетворяет благородство, достоинство и особую духовную силу.
Крамскому удалось передать наиболее яркие качества личности, благодаря чему портрет получился глубоким и цельным, подчеркивающим неоценимый вклад Павла Михайловича в поддержку и сохранение русского искусства.