На картине Эль Греко, которую принято называть «Портрет скульптора», изображен скульптор, работающий в мастерской над созданием бюста Филиппа II.
Принято считать, что художник изобразил известного скульптора Помпео Леони, занимавшего должность главного скульптора при мадридском дворе Филиппа II. Отец Помпео Леони, Леоне Леони, работал медальером и скульптором при дворе императора Карла V, отца Филиппа II.
Причина, по которой высказываются сомнения в том, что на портрете именно Помпео Леони, заключается в том, что мраморный бюст, над которым работает скульптор на картине, значительно отличается от реальных работ Леони.
Скульптор облачен в скромный, но элегантный черный костюм. Черные проницательные глаза пристально всматриваются в зрителя. Характер скульптора угадывается в некоторых деталях портета. Это иронично приподнятая бровь, высокий лоб мыслителя, скрытая усмешка, сеть морщинок, расходящихся от уголков глаз.
С большим терпением и упорством его руки трудятся над мрамором. Создается впечатление, что скульптор на мгновение оторвал взгляд от работы, и слегка повернулся, чтобы взглянуть в сторону зрителя. Кто бы ни был изображен на портрете, Помпео Леони или другой скульптор, бесспорно, художник хорошо знал его и питал искреннее уважение.