Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера — портрете жены Маргрет ван Эйк. Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера.
Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа. То здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. И никогда он не обращался к такой необычайно тонкой, при этом скорее изысканной, чем глубокой гамме: красная с фиолетовым оттенком ткань — серая меховая опушка — серо-розовое с совсем бледными губами лицо.
Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. Но они не были одиноки. Одновременно с ними в Северной Фландрии работали и другие живописцы, стилистически и в проблемном отношении им родственные.