На фоне пламенеющего закатного неба мы видим ветерана Трафальгарской битвы, боевой корабль «Отважный». Паровой буксир тянет старое судно по Темзе в док, где оно будет превращено в лом. Это полотно, выставленное в Королевской академии в 1839 году, сразу же было объявлено «самой изумительной работой величайшего мастера нашей эпохи». Тернер очень любил эту картину, называл ее «моя дорогая» и отказывался продавать.
Вряд ли она написана художником с натуры. Поэтический и грустный образ старого корабля, отправившегося в свой последний путь, скорее всего, рожден фантазией художника. Этот образ был для стареющего художника не только щемящим сердце символом уходящей эпохи парусников, но и напоминанием о бренности земного бытия вообще.
Во второй половине своей жизни Тернер был увлечен исследованием эффектов цвета и освещения. Прежде всего, он интересовался закатами и восходами, когда эти эффекты проявляются наиболее удивительно. На полотне «Последний рейс корабля «Отважный» закат занимает всю верхнюю часть картины, придавая ей элегическое звучание.
Самый невесомый элемент холста — свет — обладает здесь наибольшей физической плотностью. Тернер использовал иногда мастихин, но в этой работе желтые и красные тона облаков нанесены в технике импасто с помощью кисти. Кобальтово-синее небо на горизонте художник для достижения максимального контраста написал жидким слоем разведенной масляной краски.
Увлеченность Тернера желтым светом стала легендарной. Он был одним из первых художников, начавших использовать лимонно-желтую, не выцветающую со временем краску. Другим цветом, которым Тернер писал закат, был йодистый алый. Этот пигмент, полученный в 1812 году знаменитым химиком Хамфри Дэви, отличается меньшей стойкостью. Розовые тона, полученные с его помощью, давно потеряли свои блеск и плотность. Горизонтальные полосы темно-красных тонов написаны более традиционной киноварью.