Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса — Жан Огюст Доминик Энгр

Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса — Жан Огюст Доминик Энгр

Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса   Жан Огюст Доминик Энгр

Двадцатилетний Жан Огюст Доминик Энгр, французский живописец — академист на заре своего творчества часто обращался к историческим сюжетам и мифам для повествования в масле. «Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса» — полотно 1801 года исполнения, отражает в полной мере внутренний мир юного живописца и его стремление к подражанию Ренессансу и канонам, заложенным самим Рафаэлем. Это статные тела, как правило, обнаженные с естеством сложения. Это драпировки и сочный голубой горизонт. Это немой диалог героев, наличие атрибутов принадлежности к аристократическому классу.

Представленное полотно, очень сочное и яркое, отличается от дальнейших образцов его исполнения непосредственностью палитры и некой веселостью композиции. Тогда Энгр еще не средоточил свое внимание на минимуме персонажей, а старался доподлинно излить ощущения о той или иной истории. И так, Ахиллес и Агамемнон. Это мифические персонажи, герои эпоса Гомера «Илиада».

События разворачиваются в период великой Троянской войны на десятый год с ее начала — тогда, когда Агамемнон, — микенский царь, — разгневал бога Аполлона, прогнав его жреца Хриса в ответ на просьбу вернуть ему за вознаграждение красавицу-дочь Хрисеиду. Без разбору в ответ на унижения своего жреца Аполлон стал метать свои стрелы на греческие земли, чем вынудил собраться на совет героя Ахилла и военачальников во главе с царем Агамемноном. Ахилл обратился к Агамемнону первым с увещеваниями о возвращении Хрисеиды к отцу, о милости, о благоразумии, на что получил согласие на отказ от избранницы взамен на ахиллову возлюбленную Брисиду.

Не состоялся бой меж соперниками, однако Боги простили Агамемнона, но вот он сам не забыл своей обиды и после милости божьей послал глашатаев в палатку Ахилла с тем, чтобы забрать Брисиду… Именно момент переговоров стал ключевым моментом для создания этой картины. Энгр наделил своих героев раскрепощенными манерами и позами, свободным ракурсом и характерной наготой. Яркие одеяния выразительны, а молочно-белая кожа мужчин совершенно противоречит их бурной военной жизни и скитаниям в вечных походах.

Освещение, что падает на торсы людей и передний план, сродни искусственному павильонному, без атмосферы. Письмо автора изумительно своей ровной основой и глянцем. Энгр не любил смешения цветов, поэтому его картина «благоухает» чистотой цвета, в том числе правильностью линий и простотой повествования. Это ранняя работа автора, еще свежая, еще многоцветная.