Полотно «Потеря невинности» постимпрессиониста Поля Гогена написано художником во время обретения новой «родины» в Океании, — острова своей давней мечты, — Таити. Нельзя сказать, что полотно полностью олицетворяет душевное состояние сорокатрехлетнего автора. Просмотр вызывает противоречивые чувства. С одной стороны — это неоспоримый шедевр с точки зрения значимости творчества Гогена в мировой культуре, с другой — наивное повествование, ироничное, смешное в смысле карикатурной интерпретации умозаключений обывателя.
Разберем картину на составляющие. Для начала о технике письма. Это — импрессионизм, но перевернутый Полем и преобразованный по наитию собственного мнения о том, как должен выглядеть импрессионизм по-гогеновски. Художник разработал, а вернее, приобрел личную технику исполнения многоцветных картин. Эта работа демонстрирует отсутствие разрозненных штрихов и обильного многоцветия. Каждая деталь, будь то холм, поле, гладь неба, женщина, — обобщены в довольно-таки большие цветовые пятна чистого цвета.
Гоген, как обычно, работает с контрастом. Как и требует того импрессионизм, художник прописал теневые нюансы примесью фиолетового, избегая черного пигмента. Но, в отличие от классической живописи, «Потеря невинности» имеет ряд деталей с четкой обрисовкой силуэта, например собаки, что лежит на плече девушки, границы холмов на фоне неба и т. д. Такой абрис не противоречит техники импрессии. Цветовое решение картины, не смотря на обилие красных оттенков, приближено к холодной температуре.
Отсутствие бликов и полутонов наделило «Невинность» плоскостным характером. В работе присутствует невероятная наивность, как в отображении, так и в самом сюжете. Переключимся теперь к непосредственному разбору повествования. По древней традиции Океании лишение невинности представляло собой ритуальный обряд. Лучшие друзья жениха обязывали себя принять участие в таинстве «первой ночи» до свадьбы, прямо перед самым началом церемонии. Иными словами, жених был вторым после группы парней, именуемых друзьями.
Для совершения этого действа избранницу жениха увозили далеко от деревни, а после возвращали суженому. Судя по работе Гогена, несчастную простушку забыли там же, где произошел обряд посвящения в будущие жены. Вон она, та толпа друзей на дальнем плане уходит от оставленной без чувств барышни. Верный пес охраняет обморок своей хозяйки, а хрупкий цветок в пальцах «жертвы» намекает о потерянном вчерашнем детстве.
Сюжет, не смотря на старания автора и сцену, имеющую право на жизнь по «диким» традициям на взгляд современника, получился смешным подобием иллюстрации из «Крокодила». Собственно, и сама палитра намекает на игривое настроение автора.