Прекрасная Анжела — Поль Гоген

Прекрасная Анжела   Поль Гоген

Удивительная работа, неизменно рождающая противоречие между названием и содержимым. Но таков взгляд гениального художника, который стремился передать зрителю свои эстетические представления через свои картины.

Портрет «Прекрасная Анжела» был написан Гогеном в 1889 году и ощутил на себе явное влияние традиций японской живописи, а именно гравюры. Хотя на первый взгляд найти параллели между гравюрой и портретом бретонки непросто.

Как на гравюре, героиня расположена на переднем плане, при этом она максимально приближена к зрителю. Крестьянская девушка, изображенная по пояс, и фон отделен друг от друга рамкой — подобная композиционное решение совсем не соответствует традициям академической живописи. Скорее это явное заимствование у традиционных японских эстампов — демонстрация двойного пространства.

Нестандартным является и изображение самой героини — румяное лицо с большим носом, прищур маленьких глаз, крючковатые руки. У героини есть реальный прототип — это жена предпринимателя, будущего мэра, мадам Сартр. Сохранились воспоминания очевидцев, которые утверждают, что когда Гоген преподнес в дар портрет, мать мадам Сартр воскликнула: «Какой ужас!», а сама портретируемая решительно отвергла подарок. Но несмотря на такую реакцию, Гоген был очень доволен полотном.

Живописец не ставил своей целью достигнуть портретного сходства, напротив, он специально «облачил» героиню в традиционный бретонский костюм с вышивкой, исказил черты лица, превратив героиню в некого идола, расхожего прототипа крестьянской женщины. То, что Гоген видел неповторимую, даже дикую, первобытную красоту в простом крестьянском лице подтверждает название картины.

Искусствоведы сегодня усматривают в «Прекрасной Анжеле» черты примитивизма. Диковинная фигурка в перуанском стиле, и большие заглавные буквы на полотне можно рассматривать как едва уловимые намеки на зарождающийся примитивизм.