Прибытие на остров Киферу — Жан Антуан Ватто

Прибытие на остров Киферу   Жан Антуан Ватто

Картина французского художника Антуана Ватто «Прибытие на остров Киферу». Размер картины 129 x 194 см, холст, масло. Существует еще одна, очень похожая картина Ватто «Паломничество на остров Киферу», которая была создана годом ранее, хранится в настоящее время в Лувре. Зеленеющие деревья, пухленькие амуры, влюбленные пары, великолепные шелковые платья придают редкую грацию галантным сценам этой картины. Украшенная гирляндами статуя Венеры с Амуром означает, что изображенный здесь идиллический мир связан с поисками любви.

Хотя в картине отсутствуют эротические эпизоды, она наделена несомненной чувственностью. Но, как часто бывает у Ватто, очаровательная фривольность картины омрачена оттенком меланхолии — женская фигура в центре с сожалением оглядывается назад, как бы намекая на быстротечность наслаждения. За картину «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены французской Академии. Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии, но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере.

Композиция картин «Прибытие на остров Киферу» и «Паломничество на остров Киферу» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Ватто был создателем и самым видающимся представителем идиллического жанра галантного празднества, типичного для стиля рококо.

Художник неизменно восхищался работами Рубенса, которые оказали решающее влияние на его творчество. Утонченность и изящество Ватто можно считать чисто французскими качествами его искусства.