Притча о слепых — Питер Брейгель

Притча о слепых   Питер Брейгель

Сюжет картины «Притча о слепых» или «Слепые» связан с евангельской притчей о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. «Может ли слепой водить слепого?», говорится в Евангелии от Матфея. «Оставьте их! Они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Несколько веков эта притча служила назидательным примерном неразумного поведения людей, находящихся под властью духовного ослепления.

Христианские мотивы у Брейгеля причудливо переплетаются с реалистической символикой. Шестеро несчастных бредут по неровной, словно вздыбившейся земле, держать друг за друга, но вот происходит беда — слепой поводырь не смог нащупать своим посохом того места, где кончается пригорок. Вместе со своим скарбом он падает в реку и тянет за собой идущих сзади. Брейгель-старший последовательно, как при замедленной съемке, изобразил все фазы падения, которое по цепочке передается от первого слепца к тем, кто идет следом и неминуемо окажется в реке.

Любопытно, что художник показал различные болезни слепоты с такой точностью, что современные окулисты смогли поставить диагнозы персонажам картины. Так, третий слепец страдает от лейкомы роговицы, а у второго выбиты глаза. Брейгель использовал необычную технику живописи под названием «квацо», вероятно он заимствовал ее у своей тещи — художницы-миниатюристки Макин Верхольц. Сильное разбавление темпера при нанесении на холст имитирует дорогие изображения на коврах. Безжалостное любопытство художника к уродливым искалеченным людям было в духе того времени. Уродство считалось комичным и неизменно смешило публику. У самого живописца нет ни капли жалости к своим персонажам. Через физическое уродство Брейгель передает духовную слепоту людей-марионеток, который движутся на встречу неведомой, но неизбежной и страшной гибели.

Питеру Брейгелю и его современникам досталась нелегкая судьба. Религиозная нетерпимость, виселицы и костры инквизиции были обычным явлением. В 1567 году, за год до написания картины «Притча о слепых», испанские завоеватели установили в Нидерландах жесточайший террор. Было казнено более 8 тысяч человек. Но в ответ на героическое сопротивление народа высшее общество, подобно незрячему поводырю, предпочло примкнуть к завоевателям. Некоторые исследователи предполагают, что именно разочарование в жизни и в людях подвигло Питера на создание картины «Слепые».

Уродство и злоба персонажей соседствуют с величественной красотой природы. Художник изобразил тихий и безлюдный пейзаж. холмистая равнина, островерхие деревенские домики и маленький уютный храм. Эта небольшая сельская церквушка и поныне стоит в окрестностях Брюсселя. Спокойствие и свежесть Брейгелевского пейзажа говорят о вечности мира. Прекрасно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться всем шестерым. На фоне тихой красоты мира фигуры слепцов кажутся еще более отталкивающими и страшными. Показывая контраст между безмятежным пейзажем и уродством глупых озлобленных людей, художник видит духовную красоту лишь в природе. Мотив евангельской притчи о слепых Питер уже использовал в композиции своей картины «Фламандские пословицы» с философской аннотацией.

Во время общественных потрясений, царивших в Нидерландах в 16 веке, полотна моралиста Питера Брейгеля имели не меньший вес, чем гуманистические литературные произведения. Великий художник положил начало технике пейзажа, которая используется и в наши дни, а его картина «Притча о слепых», написанная за год до смерти, предостерегает человечества от вступления на ложный путь — дорогу во мраке духовных сомнений.