Весну 1888 года Ван Гог посвятил изображению цветущих подовых деревьев, летом же этого года он переводит свое внимание на поля пшеницы вокруг Арля с крестьянами, обрабатывающими землю и убирающими урожай. Художник работал с огромной интенсивностью.
Например, в июне 1888 года всего лишь за одну неделю он создал десять картин маслом и нарисовал пять рисунков. Каждый день он выходил в поля с этюдником, чтобы начать работать, и этому не могло помешать ни палящее солнце, ни ветер, ни дождь.
Колосья пшеницы, волнующиеся на ветру подобно морским волнам, давали художнику повод для экспериментов. Он находил новые цветовые решения и способы наложения мазков, чтобы передать и донести до зрителя увиденное с максимальной выразительностью и экспрессией.
В картине «Пшеничное поле и предгорье Старых Альп на заднем плане» художник делит композицию на три горизонтальные части. Линия горизонта с голубоватыми холмами и стройными кипарисами поднята очень высоко, что дало автору возможность заполнить почти все пространство холста красками, увиденными на пшеничном поле.
Золотистый цвет колосьев на дальнем плане противопоставлен буйству красных, желтых, коричневых, сиреневых и желтых мазков, вихрем заполняющих нижнюю часть картины.