Распятие — Рафаэль Санти

Распятие — Рафаэль Санти

Распятие   Рафаэль Санти

«Распятие» — одна из выдающихся ранних работ Рафаэля, привлекшая к талантливому юноше внимание богатых покровителей и заказчиков.

Характер изображения на картине «Распятие» далек от драматизма, скорее лирические и одухотворенный.

Распятого окружают грациозные ангелы, собирающие в чаши капли драгоценной Крови Спасителя. Они касаются кончиками пальцев легких облачков, легко паря над землей. Длинные ленты их поясов закручиваются, завитки заполняют пространство между крестом и фигурами ангелов, подчеркивая их сопричастность к распятию.

Все лица на картине дышат покоем и умиротворением. Коленопреклоненные фигуры старца и Марии Магдалины у подножия креста значительно крупнее ангелов. Их лица обращены к страдающему Христу с надеждой и ожиданием. Они образуют единую композиционную группу с фигурой Христа, это подчеркнуто близким цветовым решенем, а также сходными размерами изображенных фигур. Этим приемом художник стремится подчеркнуть человеческую природу Спасителя.

Две женщины по сторонам от креста — с печальными и отрешенными лицами. Слева, скорее всего, в темном одеянии изображена скорбящая Мария.

Линия горизонта, пейзаж на заднем плане, разделяют картину на две части — земную и небесную. Над крестом симметрично расположены, на фоне облаков, солнце и луна, с человеческими ликами, вглядывающиеся в зрителя.

Вазари пишет, что если бы «Распятие» не было подписано Рафаэлем, его вполне можно было приписать кисти Перуджино. Фон картины словно представляет собой подход к Флоренции со стороны Умбрии — важное свидетельство того, что Рафаэль в молодости побывал в столице Тосканы.

В картинах Рафаэля той эпохи легко проследить целые группы, заимствованные у старшего мастера. В раннем «Распятии» Рафаэля могое повторяет картину с тем же сюжетом у Перуджино в церкви Св. Августина в Cиeнe.