Саврасов — истинный певец весны, и в своем ощущении ее первоначальной поры он очень близок к лучшим русским поэтам — таким, как Тютчев, Фет, Некрасов. Художник остро чувствовал момент пробуждения природы от зимней спячки и в своих работах очевидным образом наполнял этот «сюжет» религиозным смыслом.
Говоря это, мы имеем в виду, разумеется, не почти непременные силуэты храмов на его полотнах, а то внутреннее переживание «выси», которое для них характерно. Выражение же этого переживания могло быть разным: и ошарашивающим зрителя могучим дыханием простора — как в работе «Разлив Волги под Ярославлем», 1874 ; и звучащим тихой музыкой — как в работе «Ранняя весна. Половодье», 1868 .
За внешней броской красотой художник не гнался — оттого-то любимый его месяц — «однообразный» март, а вовсе не май с его буйной кипенью цвета. Ну какая тут красота? Голые промокшие березки, талая грязная вода, остатки прошлогодней жухлой травы… И тем не менее — душа вздрагивает от саврасовских весенних пейзажей, покорно отдается их очарованию, начинает звучать в унисон с их музыкой. Еще раз отметим — все работы зрелого Саврасова необыкновенно музыкальны, «озвучены» — свистом свежего ветра, пением птиц, треском лопающихся почек. И, прежде всего, это относится к его «весенним» произведениям.