Росписи монастыря Сан-Паоло в Парме — Корреджо (Антонио Аллегри)

Росписи монастыря Сан Паоло в Парме   Корреджо (Антонио Аллегри)

Вернувшись в 1518 году из Рима, Корреджо получил весьма интересный заказ. Настоятельница женского монастыря Сан-Паоло в Парме обратилась к нему с просьбой расписать некоторые помещения монастыря. Будучи женщиной оригинальной и «свободной от предрассудков», настоятельница пожелала украсить свою обитель мифологическими сценами.

Удивительно, но факт: среди фресок, выполненных Корреджо по ее заказу, нет ни одной на религиозный сюжет. По всей видимости, мастер работал над этими фресками в 1519-20 годах. Они представляют собой связующее звено между предыдущими работами, выполненными до поездки в Рим, и росписями церкви Сан-Джованни Эванджелиста, которые художник создал в 1520-23 годах. В них Корреджо как бы «отрабатывал» свои впечатления от увиденных в Риме творений Микеланджело. Весь цикл фресок монастыря Сан-Паоло связан с мифами о богине-охотнице Диане. В особенности интересно решен потолок одного из залов — он расписан в виде увитой зеленью беседки, в овальные «оконца» которой заглядывают путти.

Росписи монастыря Сан-Паоло — подлинный шедевр фресковой живописи. Выполненная с большим вкусом и мастерством беседка кажется зрителю, стоящему внизу, не нарисованной, а настоящей. Нужно отметить, что Корреджо далеко не всегда прибегал при оформлении помещений к архитектурным элементам. И в церкви Сан-Джованни Эванджелиста, и в Пармском соборе «ложная архитектура» играет второстепенную роль. Создавая здесь иллюзию «расширенного пространства», художник «выходит» в небо.

Особенно искусно смоделирована эта иллюзия в Пармском соборе, где облака образуют как бы спираль, устремляющуюся ввысь, к неизреченному божественному свету. Работая над росписями монастыря Сан-Паоло, Корреджо преследовал иную цель. На этот раз он не искал выхода в бесконечность, а, напротив, старался создать ощущение прохладной сени. И это ему блестяще удалось. Более того, эти росписи, при всей их камерности, не делают помещение тесным. Благодаря «отверстиям» в куполе, сквозь которые видно «небо», вся конструкция беседки приобретает легкость, воздушность.

Отдельного внимания заслуживают «статуи», изображенные художником в основании беседки. На первый взгляд, они кажутся настоящими мраморными статуями. «Обмануть» зрителя Корреджо помогают блестящее владение техникой монохромной фрески и знание законов перспективы. Особенно важную роль играют здесь глубокие тени позади статуй: они зрительно углубляют ниши и выдвигают монохромные изображения фигур на передний план, придавая им дополнительный объем.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)