Сатир-проказник, фрагмент картины художника Сандро Боттичелли «Венера и Марс». Историки и исследователи творчества Боттичелли предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» связано с текстом греческого писателя II века Лукиана.
В отрывке, на который опирается живопись художника Боттичелли, описывается картина, посвященная свадьбе Александра Македонского и Роксаны. В нем читаем: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна… один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью, и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». Эти странные существа — не эроты, а сатиры с козлиными копытами вместо ног, рожками и грустно-лукавым взглядом — показаны со зримой убедительностью на заднем плане композиции и под ложем Марса. Их описанные Лукианом шумные игры вокруг спящего бога войны вносят в сцену ноту изящной шутливости.
Этот текстуальный мотив представляет собой экфрасис, то есть описание существующей в реальности либо в воображении картины. В эпоху Ренессанса художники и гуманисты любили обращаться к такого рода описаниям; позже Боттичелли последует совету Альберти в его «Трактате о живописи» и выполнит «Клевету», используя рассказ Лукиана о картине на эту тему. При составлении программы мифологической или аллегорической композиции в XV-XVI веках нередко обращались к выразительным, конкретным, «подлинным» с ренессансной точки зрения описаниям, принадлежащим разным авторам.
К ним прибегали в трактовке определенной фигуры, ситуации и т. д., так что общее построение «набиралось» из отдельных звеньев. Но то был органичный метод, ибо фантазия художника претворяла все эти детали в целостную картину, из множества «цитат» складывалось единое действие.