Шатровая гора — Николай Рерих

Шатровая гора — Николай Рерих

Шатровая гора   Николай Рерих

В 1933 году Николай Константинович Рерих пишет необычную и невероятно красивую живописную серию «Святые горы». Одной из работ данной серии является картина «Шатровая гора». Как и многие произведения Рериха последних двух десятилетий его творческой деятельности написана «Шатровая гора» темперой. В творчестве Рериха все необычно и особенно: и замыслы, и живописные техники, и художественные образы-символы.

«Шатровая гора» — картина красивых цветовых сочетаний и колористических решений. Перед нами словно бы воплощена тайна прекрасного, красота загадочных гор и небесных просторов. Теневые темные плотные стороны гор образуют композиционный ряд контрастов. Черная, всепоглощающая, гнетущая тень на переднем плане полотна перекликается с темной вершиной Шатровой горы. Все это поддерживает художественный ритм, выстраивает гармонию цвета, светотеневых соотношений. Границы гор ярко очерчены.

Силуэты гор как будто овеяны мягким хрупким светящимся туманом, напоминающим бледно-голубые нежные облака. Бледно-голубые просветы усиливают мотив контраста, добавляя эффект ускользающей призрачной материи.

Нас притягивает подобное сочетание воздушных легких неосязаемых, почти эфемерных структур и строгих крутых горных вершин. Образы гор напоминают непроницаемые величественные святые вершины, которые можно встретить только в особое время, когда солнечный свет распадается на множество тонких редких оттенков. Каждая горная вершина представляет собой собранный из разрозненных частиц прекрасный живописный мотив.

Полотно Рериха «Шатровая гора» изобилует яркими открытыми цветами, разнообразными красочными переходами, напоминающими какой-то сложный футуристический пейзаж. Для картины характерен неперегруженный образный ряд, но сочетание спокойных простых форм при особом светотеневом состоянии, когда одно лишь освещение видоизменяет и переструктурирует окружающие образы. Глубокие сложные дымчатые переходы придают ощущение тайны, полуреальности, сна. Когда весь окружающий мир напоминает скорее иллюзию, настолько мнимыми и полуреальными кажутся все образы.

Небо выписано более теплыми пастельными красками, что подчеркивает рисунок самого воздуха и солнца. В пространстве неба живут отличные от мира гор и скал краски. Таким образом, в картине происходит сложное переплетение настроений, цветовых пространств и мотивов.