Скала Эгюй и Порт д’Аваль — Клод Моне

Скала Эгюй и Порт д’Аваль — Клод Моне

Скала Эгюй и Порт дАваль   Клод Моне

Справедливо считается, что «наиболее красивые утесы Франции» находятся в курортном местечке Этрета в Нормандии. Еще в 1847 году его небольшие гостиницы и пансионы приглашали любителей купания в океане, а во времена Моне Этрета часто посещали писатели и живописцы, среди которых были Делакруа, Изабе, Коро, Буден и Матисс. Известный французский писатель Ги де Мопассан в романе «Жизнь» так живописал место, позже отображенное Моне: «У горизонта небо опускалось и сливалось с океаном.

У берега большая тень падала от подножия отвесного скалистого утеса, а склоны его… были залиты солнцем. Позади бурые паруса отплывали от белого феканского мола, а впереди скала странной формы, закругленная и продырявленная насквозь, напоминала огромного слона, который погрузил хобот в море. Это были «Малые ворота» Этрета».

Клод Моне часто приезжал работать на побережье. В 1883 году художник поселился в Живерни, совершая краткие поездки в Бретань и Нормандию. В 1883-1886 годах Моне несколько раз побывал на берегу Ла-Манша, где береговые утесы обрываются в море, а высокие скалы, разрушенные ветрами и прибоем, возвышаются над водой наподобие фантастических аркад. Изображенный на картине скалистый утес Эгюй и каменные ворота Порт д’Аваль, еще в юности привлекли внимание Моне выигрышностью мотива.

В 1883 году его новое увлечение драматическими темами вернуло мастера к скалистым утесам Этрета, и потому до 1885 он возвращался сюда каждый год. Работая над полотном «Скала Эгюй и Порт д’Аваль» , художник располагался у подножия расселины в утесе Валез д’Жамбург, к западу от Этрета. Здесь во время прилива в свете зимнего утра им и была написана эта картина. Работая в Этрета, Моне встречался с Ги де Мопассаном, который вспоминал: «Я часто следовал за Клодом Моне, когда тот бродил в поисках впечатлений. В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. У

него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети… Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий. Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий. Я видел, как он поймал свом взором переливающийся поток света на белой скале, а затем запечатлел его гаммой желтых тонов в своем пейзаже. Другой раз он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст — и в самом деле, это был настоящий дождь, перенесенный на полотно».