Особую линию в творчестве Саврасова 1870-х годов представляют его городские, московские пейзажи. Вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города они представляют собой уникальную страницу отечественного художественного «москвоведения», ибо, в отличие от произведений большинства других живописцев, несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы.
В некоторых из этих работ, продолжая традиции Рабуса, Саврасов изображает Москву в ночное время, когда прекращается дневная суета, когда «звезда с звездою говорит» и созерцание старинных храмов вызывает особенно острое ощущение глубины веков, мысли о вечном. Такова, в частности, замечательная торжественно-сосредоточенная работа «Соборная площадь в Московском Кремле ночью», не так давно выявленная в одном из частных собраний.
Не исключено, что ее создание каким-то образом было связано с подготовкой художника к созданию декораций к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» .