Трое, изображенные на картине, — это, несомненно, семья. Мужчина, женщина и ребенок, стоящие на фоне золотистого облака. Облако огромно и выразительно. Один его край клубится мрачной грозовой тучей, другой подсвечен ярким солнцем. Облако будто бы является четвертым персонажем картины. Весь холст залит и пропитан золотистым светом. Цветовая гамма — любимое сочетание Дали, синева и золото.
Люди на картине стоят тесной группой. Но эта группа разнородна, как земля, ад и небеса. Небеса здесь представлены женской фигурой. Женщина обнажена. Ее формы кажутся чуть гипертрофированными, но она, безусловно, красива. Есть в ней нечто ангельское: золотистые локоны, сияющая кожа. Земное начало здесь — мужчина. Он одет: на нем костюм, ботинки, в руках он держит шляпу.
Если женщина изображена в реалистичной манере, то мужчина кажется памятником самому себе, вытесанным из светлого камня или вылепленным из влажного песка. И, наконец, их дитя. Адски исковерканное создание, достойное занять почетное место в кунсткамере. Одна ступня его деформирована, локоть согнутой руки продолжается причудливым выростом, под который подставлена подпорка. Такая подпорка-костыль — типичная для картин Дали деталь, она появляется на многих его полотнах.
Голова ребенка формой напоминает дыню. На нем темная одежда с заплатой на спине. Лица всех троих скрыты от зрителя, но фигуры полны экспрессии. Женщина приникла головой к плечу мужчины, обхватив того за шею. Мужчина сокрушенно опустил голову. Эта пара выглядит олицетворением скорби. Одна рука женщины покоится на уродливой голове ребенка.
Вдалеке, на горизонте, виднеются крошечные здания и деревья. Картина эта — очередная попытка художника разрубить мучительный узел, в который были стянуты отношения внутри его семьи. Ранняя смерть матери, ссоры с отцом, взаимное непонимание. Он ищет свое место в мизансцене «родители и ребенок» и находит себя в образе фантасмагорического уродца. И все же невозможно не задаться вопросом: при чем здесь арфа? Единственный намек на арфу — угловатый контур, образованный ногами ребенка. А на его уродливой ступне лежат, продолжаясь на земле, то ли трещины, то ли оборванные струны.
Картину эту Дали писал с 1932 по 1934 год. В тридцатые годы арфа стала лейтмотивом нескольких его полотен. Невидимая арфа, черепная арфа, созерцание арфы. Арфа со струнами из колючей проволоки, подаренная художником американскому актеру Харпо Марксу.
Арфа — это музыкальный инструмент, атрибут искусства. И в то же время она является каркасом, рамой, оправой для струн, рождающих собственно искусство. Твердая устойчивая форма, обрамляющая и ограничивающая летучую неуловимую субстанцию, музыку. Неудивительно, что этот образ занимал такое место в фантазиях художника.