Картина голландского художника Яна Вермеера Делфтского «Святая Пракседа». Размер картины 90 x 74 см, холст, масло. Эта картина считается наиболее ранним произведением живописца, вольной копией полотна итальянского художника Рипозо из Флоренции, выполненное, скорее всего, по заказу иезуитского ордена.
В квартале, где в 1655 году жил Вермеер, находилась их миссия, и Святая Пракседа пользовалась особым почетом среди последователей Игнация Лойолы. Пракседа, святая дева. Пракседа была дочерью сенатора Рима раннехристианских времен Пуда, считается возможной основательницей римской церкви Санта Прасседе.
Согласно историческим легендам VI века Пуд был римским сенатором во половине I века и в своем доме устроил место для тайных собраний христиан, на которых священнодействовал сам апостол Петр. Позже дом Пуда был обращен в церковь, названную пастырской, а сам Пуд был казнен во времена императора Нерона в период гонений христиан, будучи усекнут мечом.
В дальнейшем Пуд был признан апостолом из числа семидесяти. Дочери его, Пракседа и Пуденциана, обмывали тела замученных христиан и тайно хоронили их в базилике, которую построил их отец. Согласно раннехристианским преданиям Пракседа пожертвовала своим немалым состоянием с целью оказания помощи христианским мученикам; тела казненных верующих подбирали и приносили к ней; Пракседа же их обмывала, собирая кровь в священные сосуды, и затем хоронила погибших по христианскому обряду. Считается, что в Риме VI века соединили память о древних девах, ухаживавших за христианами, заключенными в тюрьму, и погребавшими тела мучеников, с памятью о Пуде, предположив, что Пракседа и Пуденциана были его дочерьми и сестрами друг другу. Базилика Санта Прасседе или церковь во имя святой Пракседы, согласно хроникам, построена на месте ее упокоения папой Адрианом I около 780 года на фундаменте разрушенной церкви V века.
Находится в Риме, в непосредственной близости от церкви Санта Мария Маджоре. В базилике святой Пракседы хранится одно из орудий Страстей Христовых — столб, к которому был привязан Христос во время Его бичевания. До настоящего времени у небольшой части исследователей творчества художника Яна Вермеера остаются сомнения в авторстве «Святой Пракседы».
С трудом различимая на картине подпись «Меер, копия Рипозо, 1655» часть историков голландского барокко не убеждает, слишком отличен, по их мнению, стиль и манера написания картины от других работ художника. Несколько лет назад в России в экспозиции выставки под сводами отреставрированного Дома Пашкова в Москве были представлены тридцать пять произведений западноевропейской живописи, в том числе — картина «Святая Пракседа» Яна Вермеера Делфтского.