«Вряд ли в прямом смысле к театральным можно отнести три портрета танцующих пар, написанных Ренуаром в 1883 году: «Танец в городе», «Танец в Буживале», «Танец в деревне», которые иногда называют зимней, весенней и летней картинами.
С некоторым сомнением их можно назвать и портретами, хотя Ренуару позировали конкретные и известные люди. Во всяком случае, женский образ на двух из этих трех картин изображает натурщицу Мари-Клементину Валадон, ставшую впоследствии известной художницей под именем Сюзанны Валадон, а ее сын Морис Утрилло стал всемирно известным художником. А на третьей картине изображена Алина Шериго. Танцующие пары представлены Ренуаром не на сцене, а в бытовых интерьерах.
С этой точки зрения их никак нельзя назвать театральными, и все-таки, доверившись ощущениям Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный театр, эти три картины зритель воспринимает как сияющий театрализованный праздник. Композиция танцующих пар на каждом холсте возвращает нас к одному из ранних портретов Ренуара 1868 года: «Портрету Сислея с женой». Эта двухфигурная композиция по-новому развернулась в танцевальной паре, представленной на трех картинах. Сюжет, знакомый нам с картины «Бал в Мулен де ла Галетт», как бы приблизился к зрителям и персонифицировался. В большой картине бала много пар, а здесь на каждом холсте только одна, представленная во всех подробностях.
Партнер и партнерша кружатся в плену танцевального ритма, но мы видим только миг, хотя, если мысленно представить рядом три эти работы, то получится почти полный оборот движения танцующих пар. Среди этих трех работ выделяется «Танец в Буживале». Причем замысел этой картины владел Ренуаром достаточно долго. В собрании графики венского музея Альбертина есть рисунок, помеченный 1880 годом, почти в точности изображающий композицию картины и в первую очередь рисунок танцующей пары. И хотя, когда видишь сам холст, кажется, будто все написано мгновенно, как бы в один присест, однако само это впечатление есть результат долгой работы живописца, к которому он стремился и который ему удалось достичь.
Композиция картины состоит из двух планов с мелкими бытовыми деталями, вроде брошенного на землю в первом плане маленького букетика цветов и нескольких растоптанных окурков. Центр и всю основную часть холста занимают две фигуры танцующих, а второй план, как бы театральный задник, составляет вид летнего кафе, уставленного простыми крашеными столами и стульями, заполненного шумной толпой сидящих за кружкой пива или толпящихся среди деревьев и сочной зелени людей. Легко и свободно лежат на холсте просвечивающие краски, так, что даже ствол дерева кажется каким-то бестелесным, потому что написан почти светлыми серыми, сиреневвыми, зелеными и охристыми тонами.
Сами фигуры написаны плотными слоями красок, и мы видим, каким путем пошел Ренуар, преодолевая казавшуюся ему теперь зыбкой и не очень убедительной манеру импрессионистического письма. Только яркий цвет красной шляпки девушки и желтой шляпы мужчины, в особенности канареечные цвета с сиреневыми и фиолетовыми мазками на мужской шляпе, а также фон и густая крона деревьев, написаны в классической импрессионистической манере. Цвета платья девушки и костюма мужчины подобраны в свойственном, возможно, только Ренуару сочетании и выглядят одновременно и контрастно и как бы дополняя и сочетаясь друг с другом. Эти цвета, составляющие основу колорита всей картины, плотно обрисовывают фигуры танцующих и подчеркивают их упругое движение.
Мужчина одет во все темное, его брюки, куртка и простая блуза написаны густыми синими красками, которые приобретают глубокие бархатистые оттенки в обрамлении канареечных цветов, окрашивающих его головной убор и грубые туфли. На девушке светло-сиреневое, почти белое, платье, как раз этим нежным сиреневым отливом еле уловимо перекликающееся с темными красками костюма партнера. Почти прямая вертикальная линия обозначает границу сочетания их нарядов, и вокруг этой воображаемой оси закручиваются пышный подол женского платья и отлетевшая пола мужской куртки. Мари-Клементина Валадон, позировавшая художнику в образе танцующей девушки, а через два года, в 1885 году, послужившая моделью для портрета Ренуара «Косы», хранящегося сейчас в частном собрании в Швейцарии, имела довольно типичную для женщины Монмартра и вместе с тем необычную судьбу, которая вывела ее в ранг известных французских художниц. Дочь белошвейки и неизвестного отца она появилась в Париже, когда ей не было и пяти лет, трудно и бедно жила со своей матерью, зарабатывавшей уборкой квартир.
Проучившись немного в религиозной школе, она затем работала в швейной мастерской, была нянькой, подавальщицей, торговкой овощами. Полюбив цирк, в пятнадцать лет она стала акробаткой в цирке Молье. Однажды, исполняя номер, она сорвалась с трапеции и упала на арену. С цирком пришлось распрощаться навсегда. С детства она рисовала и мечтала попасть в среду художников. Помогая матери разносить белье из прачечной клиентам, она познакомилась с одним изних, Пюви де Шаванном, и стала натурщицей. Судя по портретам Ренуара, в особенности на картине «Косы», Мари-Клементина Валадон была очень красивой девушкой с прекрасными густыми волосами и стройной фигурой, а ее поразительное, при том что она была натурщицей и моделью, упорство и трудолюбие превратили ее склонность к рисованию в подлинный художественный талант.
Сюзанна Валадон стала известной художницей, и кто знает, может быть, восторженный взгляд Ренуара, представивший ее прелестной и очаровательной девушкой на своих картинах, укрепил ее дух и веру в себя, в свои силы, в свое призвание.»