Троица — Мазаччо

Троица — Мазаччо

Троица   Мазаччо

Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века.

Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне. «Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески.

Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу.

В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней. Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица. Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры.

Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника.

Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.