Тургенев — Илья Репин

Тургенев   Илья Репин

Галерея портретов кисти И. Репина огромна и всеохватывающая — он рисовал писателей и академиков, дворян и писателей, итальянских натурщиков и бурлаков на Волге… Никто из художников с мировым именем не может презентовать столько портретов, ровно как никто не может передать в этом жанре дух эпохи, который меняется год за годом. Он отличается от остальных мастеров кисти тем, что использует новаторские психологические приемы — Репин передает человеческую мысль и человеческий ум.

Потомок стрельцов, заставший как многих классиков литературы, так и приход советской власти, Репин гениален: он был топографом, писал иконы, делал головы из гипса, но больше всего известен как художник. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории.

Говоря о портретах этого художника, вы можете назвать любого классика русской литературы и попадете «в яблочко». Чего стоят только имена Пушкина, Аксакова, Ге и Тургенева! О последнем знает каждый из вас, кто в школе изучал «Отцы и дети». Но есть то, чего о Тургеневе практически не знают.

К примеру, о его бурной молодости. Он мог позвать в гости множество людей и случайно о них «забыть». На следующий день хозяин появлялся, извинялся и обещал «пир на весь мир». Гости соглашались, приезжали снова, но Тургенев их снова игнорировал.

Оригинальности в одежде молодому франту было не занимать: он щеголял в синем фраке с пуговицами в форме львиной головы и клетчатых брюках, за что и получил прозвище Хлестаков.

Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. Когда будущий писатель учился в Германии, то направо и налево тратил родительские деньги, жрицы любви и попойки были для него в порядке вещей. Матери это порядком надоело, и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Сказать, что молодой повеса ахнул — это ничего не сказать.

Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Его смех был просто заразительным и окружающие падали на пол от хохота в самом прямом смысле этого слова. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове.

Писателя отличало и маниакальное стремление к порядку, а так же он был патологически чистоплотен. Он обтирался губкой с одеколоном несколько раз в день, а перед тем, как сесть за работу, непременно наводил порядок на столе. Писатель мог проснуться среди ночи и переложить книгу на свое место. Тургенев был перфекционистом — он не мог находится за столом, на котором не было парных приборов.

Как удалось справиться Репину во второй раз со всеми странностями этого гениального писателя — остается загадкой, но, тем не менее, он не отходил от любимой темы реализма и в 1879 году увидел свет портрет И. С. Тургенева, который к тому времени уже был признанным и читаемым писателем. Его жизненный опыт, неразделенная любовь к Полине Виардо, «Отцы и дети», семейные драмы — все не могло не сказаться на восприятии окружающего мира, которое так мастерски подметил Репин.

Интересно, что это было второе изображение писателя портретистом. Первую картину ему заказал П. Третьяков, но она не понравилась ни Тургеневу, ни самому художнику. Живописец объяснял это еще одним фактором — Полиной Виардо, чье мнение очень ценил писатель и во всем полагался на него. Она забраковала данный портрет и попросила написать новый, но уже в другом повороте. Тургенев послушал свою давнюю любовь и все убеждения художника провалились, а сам первый портрет получился неживым и сухим.

Только через 5 лет Репин смог написать новый портрет, на котором вы можете увидеть человечного, величественного и умудренного жизнью писателя. От картины веет психологизмом — вся композиция настолько продумана, что лицо и руки кажутся не нарисованными, а вылепленными из живой пластики. Образ второго портрета — монументален за счет пониженного горизонта, черного пиджака, написанного широкими мазками и подчеркивающего плавный силуэт фигуры. Светлые на полотне только руки и голова — таким образом Репин уравновешивает композицию.

Если вести речь о преобладающей палитре красок на картине, то на первый взгляд покажется, что это черные тона. При ближайшем рассмотрении вы увидите мазки терракотого на стене, или мягкие золотые рисунки на стуле. Кроме этого, мастер воспользовался белым цветом для бороды и волос Тургенева, на которых играют таинственные золотые отблески. Еще один, неприметный, на первый взгляд яркий цвет на полотне — это красные запонки на рукавах писателя. Окружающий фигуру полумрак с едва пробивающимися отблесками заставляет акцентировать все внимание только на ней, то есть Репин не пишет ничего лишнего.

Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Вы увидите в его глазах мудрость, и грусть, и уверенность, но основным качеством является спокойствие. Суета и порывы больше характерны для молодых и амбициозных людей, на портрете же — умудренный жизнью и многого достигший человек. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Это никак не связано с недовольство — он пытается разглядеть или художника, или зрителя. Сама поза писателя кажется одновременно и простой, и величавой. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода, и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Аристократизм картине передает пенсне в правой руке писателя, оно же объясняет морщины на лбу и прищуренные глаза. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя — это тоска. Тоскует он по родному Спасскому, или о молодости, или о неразделенной любви — этого зритель никогда не узнает.

Русская живопись сегодня без шедевров Репина просто немыслима, ведь они уникальны, а историческая достоверность этих полотен очевидна. Все его портреты характеризуют проникновенный психологизм, линии и образная композиция картины. Портрет Тургенева не зря считают маленьким историческим фрагментом, который показывает все человеческие чувства и долгий путь гения к поиску смысла жизни.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)