Ранние произведения Сарьяна объединены общим названием «Сказки и сны». Изобразительные средства этих полотен выдают в молодом Сарьяне склонность к новейшим течениям живописи. Его дебют прошел под знаком символизма, распространившегося в ту пору в Европе и России. Сарьян создал собственный вариант этого направления. Природа на его картинах не чистый вымысел, а реальная среда близкого его сердцу Востока, в частности Армении.
Здесь главенствует не столько символистская концепция, сколько заложенное в душе народно-поэтическое, пантеистическое и по-детски чистое восприятие мира. Люди у Сарьяна словно ведут разговор с природой — с горами, деревьями, животными. Корни подобного диалога уходят в глубокую древность и напоминают о сказках, преданиях и народных песнях. Атмосфера сарьяновских сказок таинственна и поэтична.
Безупречный колористический вкус и внутренняя чистота придают им особое обаяние. Во втором цикле «Сказок и снов», написанном в 1905-1908 годах темперой, Сарьян углубляет свою натурфилософию. Природа и здесь являет собой единую семью, но заметно и нечто новое. Усиливая контрастные сочетания синих, абрикосовых и зеленых тонов, художник акцентирует характернейшую черту родного ему Востока — ослепительный знойный свет, словно лучащийся изнутри полотен. Обнаружив дорогу к собственному изобразительному языку, Сарьян уверенно двинулся по ней.
Фантастический сюжет, ядром которого стала идея единства природы, воплощен в ярком, красочном колорите. Художник в своей стихии. Все изображенное словно горит под ослепительным знойным солнцем. Подобных картин у Сарьяна было много, но их местонахождение неизвестно.