У плотины — Лев Каменев

У плотины — Лев Каменев

У плотины   Лев Каменев

Среди пейзажистов второй половины XIX века Лев Львович Каменев остается до сих пор художником малоизученным. Многие его произведения до сего времени не выявлены. Но это не умаляет его значения и не ослабляет интереса к художнику, который имел особую творческую индивидуальность и собственный язык живописи. В пейзажах, созданных им, перед нами оживает впечатлительная душа художника-поэта, тонко чувствовавшего красоту родной природы. Его картины привлекают изображенными мотивами, поэтичностью, располагают к созерцанию и душевной успокоенности.

Художник выступает продолжателем саврасовского пейзажа 50-х годов XIX века. Связь с А. К. Саврасовым не случайна. В 1853 году, будучи уже взрослым человеком, Л. Л. Каменев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В начале занимается под руководством К. И. Рабуса, а затем А. К. Саврасова, который сразу же отметил исключительную одаренность своего ученика. И в 1863 году Л. Л. Каменев как сильный в живописи молодой пейзажист был послан в Германию.

За границей он провел два года. Работая в Мюнхене и Дюссельдорфе, нередко ездил в Швейцарию. Дата «1864 год» на пейзаже «У плотины» возвращает ко времени жизни художника в Германии. Воспроизведенный натурный мотив по общему впечатлению благоустроенности и по костюмам женщин, стоящих на мостиках запруды, свидетельствует о том, что написан он за границей. Это подтверждает и тот факт, что в 1864 году Л. Л. Каменев поселяется в Касселе, чтобы поработать в Тевтобургском лесу, где природа «в чем-то напоминает русскую». Об этом он писал И. И. Шишкину.

В пейзаже «У плотины» видны большая наблюдательность и серьезная работа на натуре. Художник изображает простой и скромный мотив. Именно простота и естественность являются характерной особенностью его пейзажей. Тихое, безоблачное небо, занимающее большую часть пейзажа, передает спокойствие и тишину. Изображенная в центре плотина, скрытая кронами деревьев, мелеющая запруда свидетельствуют об ушедшей в прошлое деятельной жизни. Об этом напоминает и стоящий поодаль домик. В картине все живет самостоятельной жизнью и в то же время подчинено общим законам бытия.

Пейзаж наводит на мысль о переменах жизни во времени и вместе с тем рождает раздумье об извечной судьбе природы, подвластной вмешательству человека. Л. Л. Каменева можно назвать тонким и проникновенным поэтом русской природы. Он был выразителем пейзажа-настроения. Пейзажи, созданные им, не потеряли своего обаяния и в наши дни. Его картины привлекают поэтичностью и разнообразием раскрытых в них состояний природы. Л. Гончарова, М. Ковалева, Н. Померанцева. «Костромской государственный объединенный художественный музей». Белый город, 2002