У сводни — Ян Вермеер

У сводни — Ян Вермеер

У сводни   Ян Вермеер

Картина голландского художника Яна Вермеера Делфтского «У сводни». Размер картины 143 х 130 см, холст, масло. В середине 50-х годов 17 века после создания своих ранних картин на религиозные и мифологические темы «Святая Пракседа» , «Христос в доме Марии и Марфы», «Диана и нимфы», «Юпитер, Венера и Марс» Вермеер в своем творчестве совершает весьма решительный шаг к смене жанровой тематики.

Видимо, художника не устраивала роль интерпретатора заимствованных исторических и библейских сюжетов и, решив изображать в своих картинах бытовые истории и жизнь граждан независимого города Делфта, живописец обратился к написанию сцен из повседневной жизни, к жанру, в котором довольно успешно работали такие художники как Герард Терборх, Геррит ван Хонтхорст, Питер де Хоох, Ян Стен, отчасти Франс Халс, и другие голландские мастера.

В картине «У сводни» у художника Вермеера доминируют три ярких цветовых пятна — красный камзол солдата, желтая блуза девушки и пестрый ковер, которые отчетливо различимы в тусклом свете свечей.

Влияние светотеней Рембрандта в этой картине является вполне ощутимым. Концепция Рембрандта по использованию ярких насыщенных цветов лишь в одной части полотна могла стать известна Вермееру благодаря картинам учеников великого голландца Николаса Майса или Якоба ван Вельсена, жившего в одном квартале с семьей Вермеера.

Сюжет картины построен на основе евангелистской притчи от святого Луки о разгульной жизни блудного сына, картина является скрытой аллегорией по своему смыслу и предостережением о том, что гуляку, мота и пьяницу ждет неминуемая бедность. Как уже указывалось ранее, большинство исследователей творчества художника Яна Вермеера Делфтского склонны считать, что под видом блудного сына Вермеер изобразил самого себя, а в образе соблазняемой красавицы свою молодую жену Катарину Болнес.