Улица — Поль Сезанн

Улица — Поль Сезанн

Улица   Поль Сезанн

Пейзажи Поля Сезанна всегда окрашены индивидуальностью художника, интересны в плане композиции, фактур и цветовых решений. Пейзажи Сезанна всегда нескучны, всегда непохожи друг на друга. Полотна художника изобилуют красками, разнообразием оттенков.

Пейзаж «Улица» вырисовывает перед нами изображение французского Прованса, наполненного мерной, неспешно струящейся жизни. Сюжетика полотна отражает обычное каждодневное течение жизни. Вряд ли для картины будут характерны какие-то надуманные и сложные композиционные структуры, напластования философских смыслов и сюжетов. Напротив, изобразительный ряд картины прост и понятен. Пейзаж запоминается и цепляет не своей сюжетной основой, а необычной манерой воплощения, постимпрессионистически яркой.

Улица освещена мягким закатным светом с золотистыми вкраплениями теплоты. Крупные, красочные мазки придают изображению декоративности и фрагментарности, как будто структура холста соткана из отдельных кусочков разных цветов, фактуры и размера. Одни образы и силуэтные очертания плавно перетекают и взаимодействуют с другими, напоминая шероховатую зазубренную поверхность, объемную и живую, реально ощущаемую.

Для полотна характерно использование контрастного затемнения, что делает пейзажное изображение более выразительным, ярким, графичным. Соединение легкого пленэрного изображения и сложных элементов графичности создает красивый пейзаж тихой французской улицы, уединенной, спокойной, безмятежно прекрасной.

Поль Сезанн неоднократно создавал многоплановые пейзажи. Картина «Улица» не стала исключением. Для нее также характерен принцип многоплановости и усложненного композиционного пространства. Передний план пейзажного полотна образуют изображения деревьев с крупной, пышной листвой, с разным оттеночным соотношением зеленого цвета. Урывками отмечаются золотистые листья, свидетельствующие о скором приближении осени, наступлении сезона дождей и прохлады. Несколько дальше обозначена стена в резких контрастных пятнах, образуя второй план изображения.

Самый дальний план образуют скопления домов, ярко освещенных в лучах солнца. Их немного, но именно изображение построек вносит момент правдивости, реалистичности пейзажа, вырывает его из ряда безжизненных образов и шаблонных очертаний, побуждая к существованию в ритме тихой прованской жизни, где пространство и время организованы особым образом. При этом пространство заполнено плотным неподвижным воздухом безмятежности, а время как будто застыло в глубине неподвижной голубизны неба.