При взгляде на этого паука сразу же вспоминается нашумевший в свое время роман Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», а точнее — спальня Дезесента, главного героя этого произведения. Как, вероятно, помнит читатель, ее украшала картина, на которой был изображен ужасный паук с человеческим лицом. Кроме того, возможно предположить, что в «Улыбающемся пауке» Редон отразил не только свои видения, но и свои представления об эволюции.
Во второй половине XIX столетия умами европейцев завладела эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно которой все формы жизни на Земле тесно взаимосвязаны друг с другом, и высшие организмы произошли от низших. Эта теория выводила на мысль, что в ходе эволюции Природа могла создавать некоторые «промежуточные», «гибридные» экземпляры, впоследствии оказавшиеся нежизнеспособными. В свете подобных предположений паук с человеческим лицом казался не столь уж фантастическим.
Добавим, что воображение Редо-на могли подхлестнуть и «монстры из микроскопа», поскольку увлечение микроскопом было в те годы повальным.
Что касается паука Редона, то он пугает не столько «антропоморфностью», сколько величиной. «Голова» паука напоминает отрубленные головы, часто встречающиеся в прочих «чернотах» героя нашего выпуска.