Эта работа, безусловно, является самой большой работой Караваджо позднего периода. В то же время выглядит и самой тревожной. Изображение наполнено силой, на нем мы видим все тот же темный фон, знакомый нам по другим работам художника, так же как и тема насилия. Как всегда, мы не видим никаких положительных моментов в ситуации на картине. Зло вновь остается безнаказанным.
Фигуры изображены в натуральную величину, чтобы создать ощущение реальности происходящего, задать необходимый драматический эффект. Как уже отмечалось, казнь Иоанна Крестителя — темная картина. Это, конечно, шедевр позднего периода творчества Караваджо.
Усекновение головы Иоанна Крестителя изображает святого Иоанна, его палача, солдата, Саломею с золотым блюдом и старую женщину. Интерпретация наличия последней отличается среди историков искусств. Одни считают, что это Иродиада, другие предполагают, что это просто наблюдатель, который олицетворяет зрителя, тем самым нарушая «четвертую» стену.
В правом углу картины изображены двое заключенных, которые предпринимают все возможное, чтобы увидеть происходящее на улице. Атмосфера действия настолько ужасна, что людей подобного рода тянет хотя бы взглянуть на это событие.