На полотнах Чуйкова — горные селения и пастбища, киргизские пастухи, ребятишки, стройные смуглые женщины. Киргизия — родина Чуйкова. Здесь прошло его детство. Учился Чуйков сначала в ташкентской Художественной школе, потом — в Москве, во ВХУТЕМАСе под руководством Р. Р. Фалька. Его произведения «Бедняцкий аил» , «Охотник г беркутом» , «Вечер в табуне» , исполненные вскоре после окончания института, привлекли характерностью сюжетов, в которых раскрываются специфика природы Киргизии, своеобразие национального быта.
Однако при самом пристальном внимания к повседневной жизни Киргизии Чуйков не становится ее бытописателем. Его интересуют не мелкие бытовые подробности, а та поэтическая атмосфера, которая возникает в результате постоянного контакта человека с природой и проявляется во всем жизненном укладе, поведении и характере людей. Люди с гордой осанкой и плавными движениями представляются вполне естественными на фоне величественной природы, залитой щедрым южным солнцем. На полотнах Чуйкова редко бывает больше двух-трех фигур, и, как правило, почти нет действия. Герои его картин чаще всего погружены в созерцание окружающего.
Художник особенно любит мотивы раннего утра или наступающего вечера, когда дневные дела и заботы еще не успели завладеть людьми или остались позади, когда ничто не нарушает гармонии человека и природы. К этой группе работ относится и Картина «Утро в горном селении». В центре композиции киргизская девочка. Круглое детское личико со смуглым румянцем и узкими черными глазами светится радостью. В кристально прозрачном утреннем воздухе близкими кажутся величественные горные хребты, возвышающиеся на фоне чистого голубого неба. Освещенные солнцем склоны чередуются с глубокими тенистыми ущельями.
Яркие сверкающие краски разгорающегося утра как бы насыщены теплым солнечным светом. Цвет для работ Чуйкова является важнейшим выразительным средством. Цветом художник строит форму, передает пространство, объем, фактуру предметов и, главное, создает эмоциональную атмосферу.