Двое путников бредут в сумерках среди вечнозеленых сосен. Их фигуры так малы, что даже нельзя понять — мужчины это или женщины, старцы или юноши. Как всегда в подобных случаях у Фридриха, можно сделать предположение, что это — «вообще люди», идущие по дороге жизни. Сумерки сгущаются, зелень деревьев кажется почти черной. Но впереди, между стволами сосен внимательный зритель увидит неяркий, но теплый свет. Он обещает странникам, что конец их пути уже близок.
Постижение символа В. А. Жуковский, познакомившись в 1821 году с Фридрихом, написал о нем: «Он смотрит на природу не как артист, который ищет в ней только образца для кисти, а как человек, который в природе видит беспрестанно символ человеческой жизни». Одиночество и напряженное созерцание — вот творческое кредо Фридриха.
Удивительно, но это так — художник никогда не проявлял особенного интереса ни к полотнам старых мастеров, ни к работам современников. Осознанным ли было это «невежество» ? Или же Фридрих шел своей дорогой, повинуясь одному лишь художническому инстинкту? Сознательно или бессознательно — но он все время словно отодвигал от себя посредников, которые могли бы встать между ним и природой, загородить ее от него.
Чужая манера письма, чужой взгляд на мир Божий — все это только мешало ему. И в этом Фридрих был совершенным протестантом. Он желал сам, не полагаясь ни на чье истолкование, читать Евангелие, начертанное на лике Земли.