Великий метафизик — Джорджо де Кирико

Великий метафизик — Джорджо де Кирико

Великий метафизик   Джорджо де Кирико

Война, долгие месяцы, проведенные с солдатами в госпитале на Билла дель Семинарио неподалеку от Феррары, — все это не могло не повлиять на творчество де Кирико. Раненый солдат, часто приходящий к художнику во сне, превращается в его творчестве в образ-манекен. «Великий метафизик» — это не только изображение личности, деформированной войной, — таково видение человека мастером. Де Кирико написал несколько вариантов этой картины.

Четко выстроенная художником композиция отталкивается от ренессансной атмосферы итальянских городов с их ярким колоритом. Автор изображает сумерки, напоминающие северное сияние, благодаря чему картина приобретает черты ирреальности. На фоне темного, полного драматизма неба встает Величественная фигура Метафизика. Его наряд составляют драпировки и деревянные предметы геометрических форм — треугольники, ящики, рамки, доски и др.

Великий метафизик предстает гигантским пришельцем из будущего, ницшеанским сверхчеловеком или Железным человеком, описанным братом художника в книге «Realta dorata». Фигура Метафизика возвышается посреди пустынной площади подобно древнему тотему.

Стоит одиноко, чужой в окружающем пейзаже — анахронизм, пришелец из другой эпохи. Об этом писал де Кирико в 1929 году в своем «Эбдомеросе»: «Учитывая вес более прагматичную и материалистическую направленность нашей цивилизации не покажется парадоксальным развитие такого общественного строя, в котором не будет места под солнцем для человека, живущего духовной жизнью. Писатель, мыслитель, мечтатель, поэт, философ станут анахроническими фигурами, обреченными на вымирание, исчезновение с лица земли, как ихтиозавры и мамонты». Прежде чем приступить к работе красками, де Кирико выполняет серию предварительных эскизов, позволяющих ему подробнее разработать тему.

Эти выверенные по композиции и изящные по исполнению рисунки вполне могут быть названы самостоятельными графическими работами. Первый набросок на холсте очень схематичен, это лишь общие очертания будущей картины. Потом художник делает еще несколько рисунков, более детальных, где прорисовывает все элементы, которые должны появиться иа холсте. В этой серии эскизов постепенно изменяется фон и окружение главного мотива.