Ранняя работа Сальвадора Дали «Венера и матрос» написана в стиле, редко используемом автором. Это аппликативность деталей более похожа на кубизм, но уже предвещает зачатки сюрреалистичной иррациональности живописца. Впечатление, что дарит просмотр картины, вызывает эмоции, как принято говорить «нездорового» характера.
Направленность мыслей опускается ниже пояса и начинает будоражить умозаключение о здравости ума Дали. Судите сами. В картине много кусков тел, оголенных нарочно, присутствует женщина и он — некий матрос, голодный до женской плоти. Венера искажена до домохозяйки и вовсе не похожа на Богиню — красавицу. Ее голубые «пропитые» глаза и небрежно завязанный хлопковый платок напоминают будни овдовевшей прачки в мыльной пене. А тут еще матросик на коленях с трубкой во рту — сын, муж, сосед или игрушка? Пропорции тел такого рода уже мелькали на проспектах советского периода с многочисленными призывами. Вот и здесь, не хватает какой-либо пошлой сухой надписи.
Однако Сальвадор не настолько прост, чтобы просто изображать будни простолюдинов и нарекать их Венерами. Копаться в смысле работы Сальвадора — все равно, что копать волу лопатой. В ней много смыслов и интерпретаций. Уловить истину очень трудно. Поэтому приходится довольствовать безупречным письмом и лазурной палитрой картины. Письмо Дали сухое, плотное, но не тяжелое. Оно кажется естественным и опрятным, но не известно скольким перекрытиям подвергался каждый слой работы.
Сюжет, кажется, родился сразу и здесь на полотне, как песня — что вижу, то пою. Поэтому в работе много выдуманного и реально существующего — пароход с яркими флажками, волны, пирс, одинокая дама, охмуренный матрос, прачка — Венера, полуденные тени на телах и плоскостях, зной, море, забытая деревянная лошадка, птицы на решетке окна и аккуратно завязанная гардина… Тема «Венеры и матроса» не подвластна критике по одной простой причине — сюрреализм дает право на отображение мира таким, каким хочет видеть его автор. А принимать Венеру такой простушкой, какой преподнес ее Сальвадор — решать зрителю.