Вокзал Монпарнас — Джорджо де Кирико

Вокзал Монпарнас — Джорджо де Кирико

Вокзал Монпарнас   Джорджо де Кирико

Эта работа возникла во время первого пребывания де Кирико в Париже летом 1911 года, когда, представив свои работы на Осеннем Салоне и Салоне Независимых, «он сумел удивить привыкших ко всему и мало чему удивлявшихся собратьев по искусству, равно как и зрителей». Мотив железнодорожной станции тогда очаровал художника. Он вызывал беспокойство и тревогу, напоминал о первом путешествии — отъезде из Греции после смерти отца.

При создании полотна натурой послужил один из парижских железнодорожных вокзалов неподалеку от площади Ренн. Однако от реальной станции в картине де Кирико мало что осталось. Работа отличается совершенной геометрической простотой, которая не успокаивает зрителя, а наоборот, усиливает его тревогу, беспокойство и нервозность.

Художник смело использует резкие прямые линии — возможно, под влиянием Пикассо. Картина напоминает книжную иллюстрацию или гравюру. «Вокзал Монпарнас» относится к метафизическому периоду творчества художника. Де Кирико воплощает в ней свои размышления о времени. Эти размышления отражаются в нескольких визуальных противопоставлениях. Большая арка слева — элемент классической архитектуры. Она противостоит конструкции, занимающей центральную часть изображения — то ли платформе, то ли террасе, опирающейся на сваи. Эти столбы квадратного сечения сделаны из бетона и явно современны автору. Но это еще не все. Строго вертикальный дым из трубы застывшего в неподвижном пейзаже паровоза говорит о том, что время замерло. А флаги на башне и в глубине пейзажа трепещут на ветру.

К изобразительному ряду добавляется игра слов — во французском языке «время» и «погода» — синонимы — «le temps». Пространство картины разделено на две контрастирующие части, символизирующие два разных мира. Композиция кажется построенной на двух линиях горизонта. Базовым элементом внутреннего пространства, доходящего до основания бетонных свай, является гроздь бананов. Эти два пространства объединены прекрасной, геометрически прямой желтой дорогой, на которой виднеются две маленькие человеческие фигурки.

Таинственность и тревожность — такие ощущения создает множественность точек схода перспективы. Впечатление это усиливается благодаря гладкой и сухой живописи. Это самая большая по размеру работа художника. В свое время она произвела такое впечатление на Пабло Пикассо, что тот назвал автора «певцом вокзалов».