Сюжету чуда воскрешения Иисусом посвящена картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира». Трудно ему далась работа над ней. Как найти настроение, чтобы передать одно из удивительных чудес Христа? Как в красках изобразить библейскую легенду? Четыре месяца художник не мог прикоснуться к полотну. Конкурс на золотую медаль Академии художеств неумолимо приближался. С чего начать? С перечитывания Евангелия? Но он знал эти строки наизусть. Он представил себе Иаира, отца двенадцатилетней девочки… Смерть не пощадила его единственную дочь. Непоправимое свершилось…
И вот в дом приходит Христос — великий человек, облеченный даром исцеления, прикасается к ее застывшим рукам — и жизнь возвращается вновь. В борьбе двух начал — темного и светлого — отражение основной мысли картины, единоборство жизни и смерти.
Общая ее тональность получилась мрачной, тревожной. Резкие переходы от светлого к темному создавали настроение беспокойства и волнения.
Вот в комнату вошел человек с лицом мудреца, одетый в синие мягко ниспадающие одежды. Во всем его облике — спокойная сосредоточенность, уверенность в своей силе. Осторожно прикоснулся он к руке мертвой девочки, лежавшей на ложе, покрытом белыми струящимися тканями. Прикосновение это так спокойно и естественно, что мать и отец замерли, боясь поверить в чудо. На их лицах изумление, страх и волнение.
Репин запечатлел момент, предшествующий свершению чуда. Зритель почти не видит, как прямо на его глазах начинает оживать остывшее уже тело. Грудь девочки, кажется, приподнялась для первого глубокого вздоха, а в лице совершается почти зримая перемена. Оно теряет свою мертвенную бледность и приобретает краски. Непонятна поистине потрясающая магия волшебной кисти! Светильник отбрасывает на девочку теплые желтоватые лучи, которые уже торопятся соприкоснуться с голубоватым дневным освещением.
2 ноября 1871 г. молодому начинающему живописцу Илье Репину была присуждена первая золотая медаль Академии, которая давала право на звание художника первой степени и шестилетнее обучение за границей.