Картина итальянского живописца Помпео Батони «Воздержанность Сципиона Африканского» известна также под названием «Великодушие Сципиона Африканского». Размер картины 227 x 298 см, холст, масло. Публий Корнелий Сципион Африканский Старший — знаменитый римский полководец Второй Пунической войны, победитель Ганнибала, цензор c 199 до н. э., с 199 до н. э. — трижды принцепс сената, консул. Сюжет «Воздержанность Сципиона Африканского» был очень популярен в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения.
Сципион в 218 году до н. э. принимал участие в сражениях при Тицине и Треббии. В битве при Каннах, в которой римляне были разгромлены Ганнибалом, Сципион сражался в качестве военного трибуна. В 212 году Сципион выдвинул свою кандидатуру на должность римского главнокомандующего в Испании. Высадившись в устье реки Ибер в 209 году и располагая 30-тысячным войском, Сципион предпринял неожиданное нападение на опорный пункт карфагенян в Испании — Новый Карфаген.
В городе римлянам досталась огромная добыча, знатные пленники и испанские заложники. Последних Сципион отпустил по домам без выкупа. Историк Тит Ливий рассказывает, что Сципион мог взять в наложницы оказавшуюся среди пленных самую прекрасную и знатную девушку города, но не воспользовался этим правом, а вернул ее жениху. В 207 Сципион нанес поражение карфагенскому полководцу Гасдрубалу и постепенно подчинил Риму большую часть Испании. Проявил дипломатические способности, подготовил вторжение в Африку. Разгромив армию Ганнибала при Заме, заключил выгодный для Рима мир. По возвращении в Рим Сципион был встречен с триумфом и прозван Африканским.
После разгрома армии карфагенян играл видную роль в политической жизни Рима. С 199 года до нашей эры цензор и принцепс сената, консул. Картина Батони составляет пару полотну «Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде» и по структуре композиции похожа на него. Есть сходство и в цветовом решении: на фоне серовато-коричневой архитектуры выделяются нарядные краски одежд персонажей. Сципион в алом плаще передает девушку коленопреклоненному жениху. Белое платье пленницы символизирует ее невинность. Великолепно написаны разнообразные вазы на первом плане. Батони, который в юности занимался ювелирным искусством, любил вводить в свои композиции различные предметы, составляя из них изысканные натюрморты.