Триптих «Воздвижение креста» был закончен в 1610 году и принес Рубенсу долгожданную славу. Идея воплотить этот сюжет на полотне пришла живописцу еще в Италии, однако, приступить к работе он смог только по возвращении на родину, во Фландрию. Говоря о выдающейся картине выдающегося художника, в первую очередь, хочется подчеркнуть, что необычного в этой работе, а революционных нововведений здесь действительно хватает.
Во-первых, сам сюжет — картины, связанные с распятием Христа, до Рубенса иллюстрировали уже свершившееся действо — Христос был казнен. Впервые в религиозной живописи Рубенс сделал зрителя свидетелем-участником этой драматической сцены. Во-вторых, Рубенс лишил статичности канонический сюжет и присутствующих здесь лиц. Работа полна динамики, которая воплощена в напряженных мышцах солдат, яростно, почти неистово воздвигающих крест.
Сам Христос представлен не как святой мученик, смиренный и спокойный, а великий творец своей судьбы, который стоит выше всего происходящего. Его руки не беспомощно-покорно вытянуты в стороны, а подняты вверх над гордой головой. Зритель может увидеть, как сильно напряжено его мускулистое тело. Центральная часть триптиха посвящена главному герою — Христу.
Левая панель изображает скорбящую мать, Иосифа и других людей. Правая часть изображает двух преступников, которых готовят к чудовищной казни. Вся композиция, благодаря цветовому решению, напоминает живую волну, которая подхватывает и водружает крест. Беспокойные блики, световые пятна, резкие линии и создают драматическое импульсивное движение. С первого взгляда на картину, каждый верующий со смешенными чувствами боли, вины, скорби осознает какую великую жертву принес Христос во имя человечества — этого и добивался Рубенс. После написания этой картины Рубенса стали называть «богом живописцев».