В XIX в. во французском изобразительном искусстве зарождается новое направление. Его эстетика предписывала художникам. заботиться в большей степени не о том, что и как изображено, а какое впечатление производит картина. Эмоция стала определяющей доминантой на полотне, а само художественное течение получило название «импрессионизм». Но, хотя Франция и считается по праву родиной импрессионизма, первые шаги на пути к новому искусству были сделаны все же в другой стране — в Англии.
За несколько лет до появления импрессионизма во Франции английский живописец Уильям Тернер создает ряд экспериментальных картин, в которых интуитивно обнаруживает рамки будущего направления. Свой путь в изобразительном искусстве Тернер начинал с работы акварелью в жанре реалистического пейзажа в лучших традициях голландских мастеров, однако последующая эволюция художника ознаменована постепенным пробуждением интереса к пейзажу романтическому. Тернер перестает изображать на холсте лишь то, что видит, и начинает использовать картины природы для создания собственных фантазий и символических образов.
В своих ранних работах в рамках им же самим найденной эстетики Тернер переносит внимание с изображаемого объекта на эффектность и грандиозность происходящего, заставляя зрителя увлечься игрой света и цвета, контрастами, мерцанием полутонов, которыми художник щедро наполняет свои полотна. И зритель поддается этому влиянию, и уже не объект, не действие, изображенное на картине, представляют для него интерес, а собственные впечатления и переживания, вызванные созерцанием полотна. Этот путь приводит Тернера к тому, что поздние его работы теряют уже всякую связь с реальностью, превращаясь в красочные фантасмагории, всецело рожденные воображением художника.
Любимая стихия Тернера — море. Динамика, борьба природных сил, редкие световоздушные эффекты — излюбленные мотивы живописца. К морским мотивам Тернер обращается постоянно. Насыщенный влагой воздух, движение туч, взлет парусов, беспрерывная изменчивость наполняют практически все его пейзажи, независимо от изначального сюжета. И главный вопрос, над которым размышляет живописец, заключается в том, как с помощью красок передать мгновенные изменения в природе. Если расположить все картины Тернера в хронологическом порядке их создания, то легко заметить, как художник все ближе и ближе подходил почти к полному смешению цветов на полотне, превращению их в единое пятно и утверждению «беспредметности» на холсте. И какая сила воздействия при этом возникает!
Наверное, будет справедливо назвать картину «Вьюга. Пароход у входа в гавань» самым дерзким экспериментом Тернера в этом плане. При первом взгляде на картину видны только цветовая беспорядочность и хаос. Однако, присмотревшись внимательнее, можно заметить, как из вихревого движения выплывает темный силуэт корпуса корабля, как гордо развевается флаг на мачте, а где-то вдали вырисовывается пристань.
Если же задержать взгляд на картине еще на некоторое время, кажущееся нагромождение мазков превращается в бушующее море и грозный шквал. И здесь совершенно не нужны детали, которых эта картина лишена полностью. Нет необходимости тщательно обрисовывать объект — зритель дорисует его в своем воображении сам: не следует представлять разгулявшуюся морскую стихию такой, какой она бывает в действительности, — пусть работает фантазия. Тернер апеллирует в первую очередь к нашему восприятию. И важно не то, что мы должны увидеть некую картинку, а то, что мы должны почувствовать момент борьбы, продрогнуть под стремительными порывами ветра, оступаться при каждом новом ударе волн.
Композиционный центр полотна помогает определить световая гамма. Почти все пространство «Вьюги» занимают темные тона, в которых световыми бликами Тернер обозначает направление движения. А движение идет вихреобразно в середину холста, где всполох света вдруг выхватывает белое пятно. Сразу рождается контраст, усиленный еще свечением самого пятна, чего художник добивается использованием мягких полутонов основных цветов вокруг. Кажется, еще одно мгновение — и тени сомкнутся, поглотив корабль.