1863 год был ознаменован для живописца Крамского не только созданием вокруг себя группы художников, отказывающихся писать по сюжетным академическим канонам, кои вскоре будут именоваться «передвижниками», но и женитьбой на Софье Николаевне Прохоровой.
Сохранились свидетельства современников мастера, которые подтверждают, что брак этот был счастливым и гармоничным. Крамской через всю жизнь пронес любовь, уважение и нежность к своей супруге-музе, родив шестерых детей, из которых до жили до взрослого возраста лишь четверо.
Особые отношения в семье обусловили то, что часто ее члены нередко становились героями картин Крамского. Очень любили писать художник свою жену, и самым известным полотном, посвященной Софье Крамской является портрет «За чтением».
Картина относится к раннему периоду творчества, но уже здесь прослеживаются многие характерные черты, которые будут отличать стиль мастера в будущем.
Перед зрителем предстает молодая женщина в красивом платье. Она склонилась над большой книгой, подперев высокий лоб рукой — взгляд ее сосредоточен, а поза расслаблена. Удивительно — мы невидим ее взгляда, который может многое рассказать о человеке, но, тем не менее, угадываем характер героини. Крамской хотел показать на ее нежной, чувственной, мягкой — такой, какой он ее любил. Однако образ не лишен чувства достоинства и большой внутренней силы.
Картина очень гармонично решена — главную героиню мы застаем в саду или парке на каменной скамье, и в изображении фона преобладают темные тона, отчего портретируемая в роскошном белом платье как будто «светится» на темном фоне. При этом самая яркая полоска света пролегла на ее спокойном лице. Для изображения своей супруги Крамской выбрал пастельные карандаши — именно эта техника придает портрету мягкость, пластичность и нежность.
Супруги Крамские прожили вместе всю жизнь, до самой смерти художника. Софья Николаевна пережила талантливого мужа на 32 года.