Во второй половине XIX века в мировой живописи заметно вырос интерес к светоцветовым эффектам. Первым начал смело экспериментировать с цветом англичанин Тернер, на смену ему пришли французские импрессионисты, практически полностью обновившие основную палитру и технической арсенал живописи.
В русском изобразительном искусстве, озабоченном решением по преимуществу социальных проблем и крепко связанном с «общественностью», эти поиски были не столь очевидны — обретения русской живописи больше лежали в области «содержательной», нежели в области «формальной». Но наиболее чуткие русские художники не остались равнодушными к этой стороне художественного творчества.
В основе этих дерзаний лежала попытка проникнуть за «видимую» внешность явления природы, в его суть, увидеть мир по-новому — таким, каков, быть может, он и есть на самом деле. В качестве настоящего «кудесника цвета» прославился А. И. Куинджи, которого некоторые зрители даже подозревали в жульничестве. Немало работал с цветом в 1870-е годы, на пике своей творческой эволюции, и Саврасов.
Его многочисленные радуги, утренние и вечерние зори, луны доказывают, что и здесь он был совершенно самобытен и оригинален. Его больше занимала не самодостаточная игра с цветом, а художественное выражение вечной связи «земного» и «небесного», — он устремляется в горние выси, поражающие взгляд необычными эффектами освещения, но делает это с земли, причем выбирает для этого, казалось бы, самые «непритязательные» ее уголки. Пример подобных картин — «Закат над болотом», 1871 .